Д.И.Фонвизин "Недоросль"

ВЕБ-КВЕСТ ПО КОМЕДИИ Д.И. ФОНВИЗИНА "НЕДОРОСЛЬ"

Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. 
А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы. 
                                                                                                        Д.И. Фонвизин.

Эта комедия — бесподобное зеркало. 
     В. О. Ключевский
Сатирическая комедия «Недоросль» имеет непреходящую ценность как художественный памятник XVIII века. В ней Д.И.Фонвизин метко отразил русскую действительность времен правления Екатерины II и поднял вопрос о воспитании молодежи. Словно под увеличительном стеклом современники Фонвизина увидели «болезни» своего общества и свои собственные пороки.    
Комедия «Недоросль» создавалась в 1779—1782 годах. Премьера комедии в театре состоялась 24 сентября 1782 года. Спектакль собирал полные залы и долгое время входил в театральный репертуар. «Недоросль» называли спектаклем для гимназистов и гимназисток, так как обычно его ставили во время зимних каникул. Но и взрослые люди с удовольствием смотрели комедию. Фонвизин заставлял их смеяться, возмущаться или огорчаться вместе со своими подопечными подростками-недорослями.
Действие «Недоросля» разворачивается в типичной для русской провинции помещичьей усадьбе Простаковых-Скотининых. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя.
Он представил им художественное воплощение их же жизни, пустой и грубой, но привычной.
Словами Стародума Фонвизин учит молодых людей: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие». Эта мысль, повторяющаяся уже более двух сотен лет со времени первого представления пьесы, остается актуальной и сегодня. Не редки примеры негативной деятельности умных, образованных, но злонамеренных, духовно и морально развращенных людей. Поэтому Фонвизин предлагает при воспитании подростка на примерах из жизни исторических деятелей указывать на «два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения». 
        Историк Ключевский писал, что комедия «Недоросль» показывает, «какими понятиями и привычками удобрена та культурная почва, по которой мы ходим и злаками которой питаемся. Этого исторического интереса не могли замечать в комедии современники ее автора: смотря ее, они не видели нас, своих внуков; мы сквозь нее видим их, своих дедов».
       В комедии отразился главный вопрос эпохи — выбор пути, по которому должна развиваться Россия.   

Цели веб-квеста:

Образовательные:
 1. Приобретение навыков по анализу художественного произведения с привлечением знаний из других областей науки и искусства.
Развивающие:
1. Развитие логического мышления, читательской культуры и понимания авторской позиции произведения. 
2. Формирование способности самоанализа как психологической основы профессионального самоопределения.
3. Формирование навыков исследовательской работы, умение грамотно использовать информационное пространство сети Интернет.
Воспитательные:
1. Формирование системы нравственных ценностей.
2. Формирование системы личностных ценностей, определяющих избирательность отношения учащихся к различным профессиям.

Порядок работы

     Выберите для себя одну из ролей, от лица которой вам бы хотелось пройти веб-квест, по этому принципу объединитесь в группы.
   Внимательно изучите задание своей группы (роли) .
   Распределите роли в вашей группе  (каждый участник может собирать  материал по конкретному пункту, это сэкономит ваше время).   
   Результатом работы может стать презентация,фильм,буклет или устное выступление.       
  Подготовьтесь к защите свой работы, которая  будет происходить на уроке литературы.          

 
Вам предстоит выступить от имени следующих персонажей:

1. БИОГРАФЫ
2. ИСТОРИКИ
3. ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ
4.ЛИНГВИСТЫ
5. ПСИХОЛОГИ
6. ТЕОРЕТИКИ

Задания для биографов

Вы - биограф. Ваша задача исследовать вехи жизненного пути писателя. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь ресурсами интернета.

1.  Расскажите о детстве писателя, его родителях.
2.  Какое образование получил Фонвизин?
3.  Когда Фонвизин активно начинает работать в печатных изданиях и переводит произведения зарубежных писателей?
4.  Когда Фонвизин переезжает в Петербург и чем там занимается?
5.  Как  Фонвизин относился к правлению Екатерины II? Сторонником каких преобразований в государстве он был?
6.  Когда Фонвизин начинает интересоваться театром?
7.  В каком году была написана первая пьеса-комедия «Бригадир»? Когда  стала доступна для печати и поставлена в театре?
8.  Расскажите о работе за границей.

Интересные факты из жизни Д.И.Фонвизина

1. Денис Иванович Фонвизин поступил в гимназию Московского университета в самый год его основания, в 1775 году. И на первых же экзаменах был удостоен медалью за успехи в науках. На склоне лет писатель не без юмора вспоминал обстоятельства этого награждения. Экзаменуемых было всего трое.
- Куда течет Волга?- спросили одного из них.
- В Черное море, - твердо отвечал он.
 О том же спросили другого ученика. Он ответил:
- В Белое...
"Сей же самый вопрос сделан был и мне, - пишет в своих мемуарах Фонвизин. "Не знаю ",- сказал я и с таким видом простодушия, что экзаменаторы единогласно мне медаль присудили..."
2. В.О. Ключевский назвал «Недоросль» «бесподобным зеркалом» русской действительности.
3. Князь Г.А.Потемкин-Таврический после премьеры «Недоросля» обратился к Фонвизину со словами: «Умри, Денис, или больше ничего не пиши: лучше этой пьесы ты уже ничего не создашь».

Задания для историков



Вы выбрали роль историка. Историк - восстанавливает и группирует факты, ищет их объяснение, правильно обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи между событиями, изучает жизнь человечества.
Ваша задача - подготовьте   материал   об  истории  создания  комедии  «Недоросль»    и  эпохе,  в  которой она была написана.
Ответьте на вопросы.
1. Какая проблема была свойственна произведениям просветителей XVIII века, и в комедии Фонвизина она занимает одно из главных мест?
2. Культурная отсталость России в XVII веке была одной из причин ее слабости. Петр I хорошо понимал значение образования для усиления дворянского государства. 
По указам Петра I 1714 и 1723 гг., когда сыновья дворян могли бы поступить на государственную службу, обязательным стало первоначальное образование. Чему должны были они обучаться («Ученье через силу»)?
3. В каком году была создана комедия “Недоросль”, какие идеи в это время господствовали в России в это время и кем эти идеи были провозглашены?  (подобные взгляды во многом разделяла сама Екатерина II)

Задания для литературоведов.


Литературовед - человек, изучающий художественную литературу, ее сущность и специфику, происхождение, общественную функцию, закономерности литературного процесса.
Вы выбрали роль литературоведов. Эта роль очень серьёзная и ответственная.  Ваша задача - сделать анализ комедии.

Комедия Д.Фонвизина “Недоросль” по глубине идейной проблематики остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Две проблемы, особенно волновавшие автора, лежат в основе произведения. Это, прежде всего, проблема нравственного разложения дворянства. Другая проблема “Недоросля” — это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании писателя XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства. Что же влияет на воспитание человека как личности, как гражданина? Что такое воспитание? Какой была система воспитания в XVIII веке?
Ответьте на вопросы:
1. Кто в пьесе играет наиболее активную роль? Почему же она названа «Недоросль»?
2. Как каждый из героев пьесы относится к образованию? На какие группы по этому основанию можно разделить всех действующих лиц комедии?
3. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков?
4. Кто из героев является выразителем авторской идеи?
5. Найдите в комедии фразу, которую можно было бы назвать выражением авторской главной мысли, идеи произведения. Для кого пагубно закабаление людей? Только ли для рабов? Что делает рабовладение с хозяевами крепостных?
6. Кто из героев является кульминационным центром?
7. Но можно ли сказать, что пьеса закончилась полным посрамлением пороков?
8. Сформулируйте и обоснуйте свое согласие или несогласие с позицией Н.В. Гоголя.
«Кто может узнать что-нибудь русское в этом злобном существе, исполненном тиранства, какова Простакова, мучительница крестьян, мужа и всего, кроме своего сына?.. Эта безумная любовь к своему детищу есть наша сильная русская любовь, которая в человеке, потерявшем свое достоинство, выразилась в таком извращенном виде, в таком чудном соединении с тиранством».

Задания для лингвистов


Вы лингвисты. Языковая стихия времен писателя отличается от современного литературного языка. Ваша задача - исследовать язык комедии.

Создайте «Словарь комедии».
Бессердечие, воевода, гарнизонный, дворовый,  дворня, дворянский, дворянин, деспотизм, карьеризм, корыстолюбие, крепостной, крепостник,  мошенник,   недоросль,   обличение,  опека,  оппозиция, поместье, посвятить,  привилегия,   придворный, просветить,   разорение,   сговор,   скаредность,  стяжательство,   труженик, челобитчик,  челобитная,  фаворит.
Задание к работе со словарём: уметь объяснять лексическое значение слов, составить со словами словосочетания и предложения, выбрать из словаря слова, которые могут понадобиться в работе над характеристикой героя, истолковании авторской позиции.
Что означают фамилии героев комедии? Являются ли они "говорящими"?
Речевые характеристики — большое достижение Фонвизина.
1.О чем свидетельствует речь персонажей комедии?
2. Составить речевую характеристику Скотинина. Его речь не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит, как о животных. Подтвердите примерами.
3. В чём своеобразие речи Кутейкина, Вральмана, Цыфиркина?  
4. Что еще характеризует речь?
5. Составить речевую характеристику Простаковой. Ее речь безграмотна, но очень изменчива. От робкой, подобострастной до властной и грубой. Подтвердите примерами.
6. Составить речевую характеристику Стародума. Его речь  — это речь образованного, культурного человека. 
Найдите в пьесе высказывания и афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума.
Что вы можете сказать об этих высказываниях? Устарели ли они?
(Анализ ремарок автора. Подберите синонимы к глаголу говорить, характеризующие Стародума.
7. Докажите материалами комедии, что речь Стародума насыщена книжной лексикой, свидетельствует о его образованности и высокой нравственности. Для доказательств используйте не только лексический материал, но и синтаксические конструкции).

Задания для психологов


Психологи собирают цитаты из пьесы: портреты главных героев, их черты характера, особенности речи, жесты.
Вы выбрали роль психологов. Ваша задача –
дать характеристику  главным героям.        
«Характеристика — это описание живого лица и характера, т. е. устойчивых особенностей человека, которые зависят от образа жизни и проявляются в действиях, поступках и высказываниях».
 Ответьте на вопросы:
1.Что мы узнаем о семье Простаковой, о ее родителях, происхождении и воспитании?
2. Каково ее положение в доме?
3. С кем особенно проявляет она свое полновластие?
4. Что мы узнали из первых сцен о характере госпожи Простаковой? Какова ее самая главная страсть? Попробуйте найти эпитет для оценки ее любви. (Вспомните, например, ее слова: «Слыхано ли, чтобы сука своих щенят выдавала».) Во что превратилась у нее материнская любовь?
5. А что бы вы сказали о ней, прочитав последнее явление комедии? Почему ее жалеют и Стародум, и Софья, и Правдин?
6. О ней сказано: «Это презлая фурия, которой адский характер делает несчастье всего дома». Подтвердите эти слова примерами из текста.
7. Чем обосновывает Простакова свою жестокость, насилие и произвол?
8. Каковы ее духовные качества? Нужно ли ей просвещение?
9. Почему комедия называется «Недоросль», а не «Госпожа Простакова», например? Какой смысл носит имя Недоросля? В чем он походит на мать, а в чем нет? 
10. Чем Митрофан отличается от своей родни? Глуп ли он? Почему он натравливает мать то на отца, то на Еремеевну? Каковы еще его свойства? Кого и что он любит?
11. Прав ли Кутейкин, диктуя Митрофану как бы его собственные слова: «Аз есмь скот, а не человек»?
12. Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.
13. На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?

Задания для теоретиков.

Теоретик  занимается вопросами теории.
Ваша задача - основываясь на теории литературы,  ответить на следующие вопросы.
 Ответьте на следующие вопросы:
1. Какие роды художественной литературы вы знаете?
2. Назовите особенности драматических произведений.
3. Что такое комедия, пьеса, ремарки? Литературное направление. Классицизм. Характерные черты классицизма.
4. Какие литературные жанры были особенно востребованы писателями – классицистами?
5. Какие темы выходят на первый план?
6. Традиции классицизма в комедии. Особенности композиции пьес XVIII века.

В пьесе всё национально: тема, сюжет, социальный конфликт и характеры действующих лиц. А в произведениях классицизма в изображении характеров стремились выявить не индивидуальное, а общее, вечное, присущее людям всех стран и времён.
Добродетель побеждает.
7. Но почему побеждают именно положительные герои? 
8. Чем характеризовалась классицистическая комедия? Какие правила классицизма сохранены в комедии?
Заполните таблицу.
Черты классицизма Их отражение в комедии   

9.Что соединяет в образе Простаковой автор? Правила классицизма говорили о том, что нельзя соединять в одном персонаже смешное и страшное, комическое и трагическое. А как поступает Фонвизин?
10. Какие особенности комедии явно нарушают эти правила?
11. В чем состояло художественное открытие, совершенное Фонвизиным в русской драматургии? Согласны ли вы в этом плане со словами В. Г. Белинского, который считал, что Фонвизин сделал огромный шаг к сближению с действительностью? В чем именно?
12. Чем сегодня интересна нам комедия «Недоросль»?

Заключение.

Желаю удачи в поисках и исследованиях. Все найденные вами сведения будут представлены  в классе на уроках литературы.
УСПЕХА!

Комментариев нет:

Отправить комментарий